На днях правительство Москвы опубликовало официальный перечень жилых зданий, которые предлагают включить в программу реновации. По утверждению столичной мэрии, под снос пойдут панельные и кирпичные дома постройки 1957-1968 годов, так называемые "хрущёвки", а также аналогичные здания. Вот в последнем уточнении и таится огромная опасность - в первую очередь, для дорогого жилья на дорогой земле и архитектурных памятников.
Специалисты общественного движения "Архнадзор", изучив перечень на сайте мэрии Москвы, обнаружили там несколько десятков зданий эпохи конструктивизма (1920-1930-е годы), множество прекрасно сохранившихся домов в стиле "сталинский ампир" и даже несколько памятников архитектуры начала XX века. Таким образом, кроме беспокойства москвичей, не желающих лишаться своего жилья, возникает ещё и вопрос сохранения архитектурного наследия.
В частности, в "расстрельный список" попал весь исторический квартал конструктивистского посёлка "Русаковка" в ЦАО. Это один из последних образцов архитектуры конструктивизма 20-х годов XX века, и мэрия уже не первый год подбирается к этой территории. Под угрозой и знаменитый "полукруглый дом" на улице Толбухина, шедевр конструктивизма.
Городские власти предполагают уничтожить и "сталинки", добротные 3-5-этажные здания уникальной конструкции и отделки. Например, дом на Изумрудной, 38 - редчайший пример неоклассицизма в стилистике XVIII века, десятки прочных послевоенных пятиэтажек с железобетонными перекрытиями в Кунцево, Бабушкино, многие - после капремонта.
Идут под снос доходные дома постройки 1906 года в Красносельском районе, 1911 года в Жуковом проезде, 1917 года в Донском районе и другие исторические здания. Почти все они объединены одним очень важным признаком: земля, на которой они расположены, стоит очень дорого. Прибыль застройщиков, которые собираются возводить здесь элитное жильё, может быть феноменальной.
В то же время жильцы осыпающихся бараков-времянок и аварийных "панелек" в непопулярных районах годами не могут добиться переселения. В таких условиях очень сложно поверить в бескорыстие и непредвзятость сотрудников московского правительства, предлагающих на первый взгляд благое дело - в массовом порядке обновить жилищный фонд столицы. А ведь опыт реновации собирались распространять на другие регионы.