Это значит, что каждая 12-я квартира в сданных в эксплуатацию домах в Старой Москве не может найти своего покупателя. Это 2,5 тысячи апартаментов и квартир, 210,4 тысячи кв. м.
Неутешительную для застройщиков статистику получили аналитики "Миэль-Новостроек". Прогнозы на дальнейшее, по словам гендиректора компании Натальи Шаталиной, тоже пессимистичны. Высокая конкуренция будет тормозить продажи. Кстати, как говорится в исследовании Est-a-Tet, в январе 2017 года объем предложения на первичном рынке Старой Москвы впервые превысил 3 млн кв. м. (в годовой динамике - рост на 22%).
Выводы “Миэль” подтверждает "Метриум Групп". Как комментирует управляющий партнер ГК Мария Литинецкая, около 14% ЖК в Москве продаются больше семи лет, то есть были сданы еще в конце 2000-х. И велика вероятность, что застройщики их так и не реализуют.
Однако, если присмотреться к отдельным классам новостроек и к округам столицы, картина не так однородна. Так, только тысяча “квадратов” не проданы в эконом-сегменте, всё остальное (209 с гаком тысяч кв. м) - доли бизнес- и комфорт-классов. А по округам лидируют в печальном рейтинге Южный и Юго-Западный округа, а в ЗАО, к примеру, “застаивается” всего 0,2% сданной до 15-го года первички.
Да, у картины есть вполне понятные объективные закономерности. Всегда квартиры "эконома" уходят быстрее, а недвижимость более высоких сегментов дольше ищет покупателей. Особенно если "бизнес" и "комфорт" строят в не слишком благополучных округах. Всегда есть неликвидные предложения в новостройках (в частности, квартиры с неудобной планировкой или плохим расположением окон), которые никому не нужны. Кроме того, по пояснению Натальи Шаталиной, бизнес-сегмент до 2015 года преобладал на рынке и теперь сильно вымывается.
Но за всеми этими фактами стоит и другое: до 2014 года (по инерции - до 15-го) застройщики увеличивали процент жилья с комфортом не просто так: рассчитывали на рост доходов и рост численности среднего класса. Увы, ожидания не сбылись, а москвичи, нынешние и будущие, по-прежнему не спешат в светлое завтра, предпочитая бизнес-апартаментам доступные “клетушки” эконома. И не потому, что не хотят, а потому, что их кошельки заметно похудели и продолжают худеть.